АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ЕРЕЙМЕНТАУ АУДАНЫ БОЙЫНША  БІЛІМ БӨЛІМІ "ОЛЖАБАЙ БАТЫР АУЫЛЫНЫҢ ЖАЛПЫ ОРТА БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ОЛЖАБАЙ БАТЫРА" ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕРЕЙМЕНТАУСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Мы в соц.сетях

 

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

МЕТОДИЧЕСКИЕ РОКОМЕНДАЦИИ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО УРОВНЯ

Введение

В настоящее время в школах республики в рамках обновленного содержания образования осуществляется критериальное оценивание уровня учебных достижений обучающихся. Критериальное оценивание – процесс идентификации фактически достигнутых результатов обучающимися на основе установленных критериев с ожидаемыми результатами обучения. Суммативное оценивание (СО) проводится для оценки уровня освоения содержания учебной программы в баллах. После каждого раздела программы проводится суммативное оценивание по разделу и суммативное оценивание в конце четверти. При подготовке методического пособия сборник заданий по суммативному оцениванию по предметам уровня общего среднего образования за основу были взяты Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования», Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования в Республике Казахстан» [1, 2]. В приказе министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» указано, что задания формативного и суммативного оценивания подготавливаются учителем-предметником [3]. Типовые учебные программы для 10-11 классов утверждены приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352 «О внесении изменения и дополнений в приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115» «Об утверждении типовых учебных программ общеобразовательных предметов, курсов по выбору и факультативов для общеобразовательных организаций». Вместе с тем, по итогам апробации и мониторинга в учебные программы внесены дополнения и изменения приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 7 марта 2019 года №105 [4-40]. Подготовка заданий суммативного оценивания по предмету в соответствии с типовыми учебными программами обновленного содержания – важный вопрос для учителя-предметника. Это ответственный процесс, требующий от учителей-предметников много поиска, творческого мышления. В предлагаемом сборнике представлены сведения об особенностях и принципах суммативного оценивания, образцы заданий, подготовленных на основе типовых учебных программ и учебных планов обновленного содержания для основной средней школы. По каждому заданию указаны дескрипторы, балльные показатели. Инструмент предлагается в качестве вспомогательного инструмента, ориентирующего учителя для подготовки заданий суммативного оценивания. 146 1 Принципы суммативного оценивания Суммативное оценивание проводится для определения уровня освоения содержания учебной программы в определенный период обучения. При суммативном оценивании осуществляется сбор доказательств, отражающих знания, умения обучающихся в соответствии с содержанием учебной программы. СО проводится в течение четверти (суммативное оценивание по разделу/общим темам), в конце четверти (суммативное оценивание за четверть) и в завершении уровня образования (основное среднее, общее среднее). Решение о балле/уровне/оценке по суммативному оцениванию принимается учителем в соответствии с критериями оценивания. В то же время учителю помогают дескрипторы или таблицы для выставления баллов, чтобы каждый обучающийся мог принять правильное решение по своей работе. Данная информация используется для планирования, коррекции, анализа учебного процесса, как и при формативном оценивании. Методическим объединениям по дисциплине предлагается составить план суммативного оценивания на учебный год с указанием контрольных заданий, методов, этапов, касающихся суммативного оценивания. Известно, что критериальное оценивание – это процесс, позволяющий определить соответствие между достигнутым и потенциальным уровнями учебных достижений учащихся. Критериальное оценивание – ориентировано на дифференциацию образовательных достижений учащихся, а также на предоставление информации об уровне их компетентности [41]. Принципы системы критериального оценивания:  взаимосвязь учебных достижений учащихся и суммативного оценивания;  зависит напрямую от целей обучения и ожидаемых результатов;  точность, четкость и соблюдение объективности и валидности оценки уровня успешности учащихся;  направленность критериев и средств на цели обучения и ожидаемые результаты;  доступность оценки, предоставление понятной и открытой информации;  непрерывность отслеживания продвижения учебных достижений учащихся;  направленность на развитие. Оценка выявляет, повышает интерес и мотивирует развитие учащихся в системе образования;  оценка не личностных качеств учащихся, а их успехов и процессов формирования, достигших ожидаемых результатов в учебной деятельности;  критерии и нормы оценивания, алгоритм результатов суммативного оценивания по разделу (CОР) и суммативного оценивания по четверти (СОЧ) должны быть заранее известны учителям и учащимся;  быть сформированным таким образом, чтобы учащиеся могли овладеть навыками самооценки и взаимооценки и участвовать в оценочной деятельности [42]. 147 При организации процесса оценивания учебных достижений учащихся по критериям необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учебной познавательной деятельности учащихся: - учащийся должен быть готов совершенствовать свои знания, умения, навыки и стремиться к новым достижениям при самостоятельном выполнении заданий; - уметь четко оценивать свои достижения; - уметь понимать поставленные перед ним задачи; - учащейся должен стремиться к выбору индивидуального образовательного маршрута и его организации; - в процессе обучения следует стремиться к учебно-познавательной деятельности; - должен стремиться к общению с одноклассниками; - внимание к уровню знаний сверстников, т. е. стремление к взаимной оценке; - формирование теоретического и критического мышления; - устойчивость мотивации при восприятии информации; - ориентация на одну цель; - должен быть элегантным [43]. Специфика суммативного оценивания, применяемого учащимися при определении уровня успешности:  помогает учащимся определить свои сильные и слабые стороны и решить их соответствующим образом;  помогает ученику контролировать свой успех;  помогает учащимся достичь целевых стандартов;  поощряет учащихся углубляться в знания или прилагать больше усилий для достижения целевых стандартов. Посредством суммативного оценивания оценивается успешность обучения ребенка, а в качестве диагностического инструмента выступают самостоятельные критерии, позволяющие оценить его эффективность в помощи конкретному ученику. В суммативном оценивании измеряется результат учебной деятельности учащегося. Он объединяет необходимые учителям, администрации и родителям данные об уровне успешности учащихся по освоению содержания образования в соответствии с государственным стандартом [44]. В соответствии с целью суммативного оценивания оценка результатов работы учащихся по определенному предмету измеряется в процентах. Максимальный балл для суммативного оценивания по разделу, форма проведения суммативного оценивания по разделу (контрольная, практическая или творческая работа, проект, устный опрос, эссе) и время выполнения суммативного оценивания по разделу не регламентируются. Максимальный балл для СО по разделу должен быть не менее 7 и не более 15 баллов в 1-4 классах, не менее 7 и не более 20 баллов в 5-11(12) классах [3]. Баллы суммативного оценивания за четверть определяются на основании технической спецификации по дисциплине. 148 Дополнительные идеи суммативного оценивания Учителя могут внедрять в учебный процесс ряд творческих приемов. Здесь в качестве примера можно привести идеи дополнительного СО, выходящие за рамки традиционной викторины или письменного отчета: - для учащихся подбираются стратегии суммативного оценивания материала, содержащегося в учебной программе и соответствующего возрастным особенностям. Выбранные стратегии оценивания будут иметь четко определенные параметры для эффективного тестирования знаний, умений учащихся. - выбор и использование ряда методов в оценке учащихся позволяет каждому ученику продемонстрировать свои навыки. Например, несколько совокупных идей оценивания для ученика включают в себя прохождение теста, создание совместной игры или художественного образа личности в миниспектакле и т.д. [44]. Примеры, которые могут содержаться в суммативном оценивании для определения уровня успешности учащихся:  письменная оценка: учащимся может быть поручено написать собственное произведение в качестве сообщения или аналитического эссе;  оценка эффективности: учащиеся должны создавать действия или учебные задачи, в которых они могут проявить свои способности;  стандартизированная оценка: учащиеся сдают экзамены, зачеты, сформированные на основе данной учебной программы, и в течение года качество знаний выставляется на основе критериев;  устная оценка: выставляется через устную речь или презентацию учащихся. Для успешного достижения ожидаемых результатов в подготовке учащихся к изменяющейся жизни большое значение имеют задания, позволяющие учителям не ограничиваться в рамках учебной программы: - самостоятельность ученика в работе с заданием; - самоопределение школьником проблем и целей; - самостоятельный выбор методов и приемов для решения проблемы и достижения цели [41]. Выбранные задания должны способствовать реализации способов саморегуляции. Саморегуляция способствует переходу к задаче на более высокий уровень интереса. Учителя, дополняя свои наблюдения, исследования дополнительными полученными данными, определяют выбор учащихся по сложности заданий, решению проблем, осознанию сути проблем, степени успешности в узловом результате. Учитель творчески конструирует задания суммативного оценивания по теме, разделу с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся в соответствии с предварительной темой (приложение 1). Суммативное оценивание может быть письменным тестом, контролем, собеседованием или заданием. Он может быть записан в письменной форме, с помощью фотографий или других визуальных средств или с помощью аудиозаписи. Любое методическое пособие позволяет выбрать формат, 149 удобный для проведения сводной связи. Требования к суммативной оценке: Требования к суммативному оцениванию по разделу и общим темам: - задания СО составляются учителем самостоятельно; - включает цели обучения по разделу; - проводится 15-20 минут; - баллы выставляются в соответствии с дескриптором; - по результатам СОР модерация не проводится; - влияет на четвертную цену (50%). Требования к суммативной оценке за четверть: - задания суммативного оценивания за четверть должны быть составлены учителем в соответствии со спецификацией; - включает учебные цели по всем разделам четверти; - проводится в объеме одного занятия (40 минут); - баллы оценки выставляются в соответствии с таблицей баллов; - по результатам СОЧ проводится модерация (для письменных работ); - влияет на четвертную цену (50%) [3]. (Приложения 3-4). Количество СОР, проводимых в рамках обновления содержания образования в 2020-2021 учебном году по каждому учебному предмету в 10-11 классах (ОГН, ЕМН) указано в приложении 5. Профессиональные навыки необходимы учителям для того, чтобы предлагать эффективный учебный опыт для учащихся, предлагать обратную связь об идеях учащихся, критически оценивать свой опыт и улучшать его, быть экспертом в процессе обучения и развития учащихся. Для учителей и учеников важно знать, какой цели они хотят достичь. Критическое мышление учителей включает в себя критическую оценку собственного опыта работы, использование новых подходов и оценочных действий. При подготовке будущего молодого поколения к участию в быстро меняющейся общественной жизни важна профессиональная компетентность учителя, эффективное использование подходов обновленного содержания образования. Поэтому очевидно, что учителя которые сосредоточены на практике, будут продолжать совершенствоваться в своей деятельности. С этой целью учителям необходимо раскрыть внутренние возможности учащихся, понять особенности обучения, понять какие подходы в обучении, языковые и культурные влияния и поведение, навыки, интересы. СО по разделу/общим темам проводится при завершении раздела или общих тем в соответствии с учебной программой, учебным планом. По результатам данного суммативного оценивания обучающимся выставляются баллы, учитываемые при выставлении четвертной оценки. Учитель самостоятельно определяет, на каком уроке и в какой форме проводится суммативное оценивание по разделу (контрольная работа, практическая или творческая работа, проект, устный опрос, эссе и др.). Составление заданий СО по разделу/общим темам осуществляется учителем с учетом уровня сложности и содержания пройденного материала в учебной программе. 150 2 Рекомендации к разработке заданий по суммативному оцениванию учебных достижений обучающихся. СО учебных достижений обучающихся осуществляется на основании приказа министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» [3]. Учитель в соответствии с учебной программой разрабатывает задания сводных работ по содержанию пройденного учебного материала. Учитель на основе спецификаций заданий СОР и СОЧ по предмету составляет суммативные рабочие задания для учащихся 2-11 классов. В целях обеспечения объективного уровня знаний ответов СОР и СОЧ рекомендуется по возможности представить задания творческого характера, практические задания, проекты, эссе и др. СО по языковым предметам проводится по четырем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Оценка навыков аудирования и произношения проводится в течение недели, в течение которой планируется проведение суммативного оценивания. Для детей, обучающихся на дому, с особыми образовательными потребностями, педагог разрабатывает индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки и изученного ими учебного материала. Суммативная оценка учебных достижений обучающихся проводится в условиях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера по одному СОР на четверть, СОЧ на конец четверти. Структура заданий сводных работ Задания с вопросами выбора множества ответов, требующих кратких и полных ответов: 1) в вопросах выбора ответа во множественном числе обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответа; 2) в вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения; 3) в вопросах, требующих полного ответа, обучающийся излагает ответ в виде предложения. Тестовые задания с вариантами ответов. Творческие задания, практические работы, исследовательские задачи с четкими критериями оценивания. Оптимальное количество учебных заданий суммативного оценивания для раздела: – для учащихся 2-4 классов-3-4 учебных задания; – для учащихся 5-11 классов-5-6 учебных заданий. Пошаговая деятельность учителя при проведении СОР Учитель при проведении СОР: 1) определяет разделы/общие темы, проводимые СОР. 151 2) проверяет выбранный учебный материал на соответствие пройденным темам раздела/темам, проходящим по учебной программе. 3) разрабатывает критерии оценки учебных достижений обучающихся. 4) проверяет содержание заданий с целью объективной оценки учебных достижений обучающихся. 5) задания на развитие функциональных навыков обучающихся. 6) уточнают точную дату ответа обучающимся. 7) отправляет задания СОР через доступные средства связи в условиях дистанционного обучения (Күнделік.kz, размещение на платформе Школьного портала, электронной почты, чата, телепрограмм, Казпочты и т.д.). 8) соблюдает требования правил выставления баллов в соответствии с приказом МОН РК №125 (баллы за СОР в 1-4 классах не менее 7 и не более 15, в 5-11(12) классах не менее 7 и не более 20). 9) проверяет выполненные учащимися итоговые работы. 10) выставляет баллы в электронном журнале/журнале в бумажном виде. 11) предоставляет обратную связь (рубрику) обучающимся, родителям или законным представителям ребенка в бумажном или электронном формате посредством любых доступных средств связи. Пошаговые действия учителя при проведении СОЧ Учитель при проведении СОЧ: 1) СОЧ составляет сводные рабочие задания за четверть на основе спецификации заданий по дисциплине. На выполнение отводится 40 минут; 2) СОЧ на основе спецификации заданий составляет критерии оценки учебных достижений обучающихся; 3) схему выставления баллов в соответствии с технической спецификацией; 4) проверяет выполненные учащимися суммативные оценочные работы; 5) выставляет баллы в электронном журнале/журнале в бумажном виде; 6) обратной связи (рубрики) обучающимся, родителям или законным представителям ребенка в бумажном или электронном формате посредством любых доступных средств связи. Требования к выполнению сводной работы обучающихся Обучающийся соблюдает принципы академической честности и принципы самоконтроля при выполнении СОР и СОЧ: 1) обучающийся должен работать самостоятельно, выполнять задания без посторонней помощи; 2) при выполнении сводной работы обучающийся не должен использовать дополнительные учебные ресурсы (кроме случаев, когда этот ресурс разрешен по специфике); 3) несет ответственность за выполнение заданий суммативного оценивания. 4) по истечении времени, отведенного на выполнение суммативной работы, обучающийся передает свою работу учителю. Способы представления итоговых рабочих заданий обучающимся в условиях дистанционного обучения 152 1) Учитель указывает точную дату ответа и направляет обучающимся задания для итоговой работы через систему электронного журнала, электронную почту, чат, теллеграммы и другие средства связи. 2) При отсутствии интернета задания детей доставляются на дом с использованием мер санитарной безопасности (через почтовые отделения, нарочно). 3) При необходимости учитель консультирует обучающихся посредством доступных средств связи. Во 2-11 классах по изучаемым предметам из вариативного компонента «Музыка», «Художественный труд», «Физическая культура», «Самопознание», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование» выставляется «зачет» («зачтено»/«не зачтено»), суммативное оценивание по указанным предметам не проводится. При оценке оговаривается соблюдение ряда требований: 1. Обучающиеся активно участвуют в процессе оценивания, в том числе регулярно проводят самооценку. 2.Оцениваются не личностные качества обучающегося, а только его работа. 3.Работа обучающегося сравнивается с образцом хорошо выполненной работы, а не с работами других учащихся. 4. Используются виды заданий различного формата, разрабатываются критерии оценки. 5. Критерии оценки известны заранее. 6. Критерии оценки должны соответствовать целям обучения. Таблица глаголов, используемых для определения ожидаемых результатов по развитию всех уровней навыков мышления, приведенная ниже, поможет учителю в составлении критериев оценивания (таблица №1). Таблица №1. Глаголы в соответствии с уровнем навыков мышления № п / п Уровень навыков мышления Глаголы в соответствии с уровнем навыков мышления 1 Знать Перевести, запомнить, сказать, показать, закончить, повторить, рассказать, вспомнить и т. д. 2 Понимание Обсудить, определить, сказать, спросить, объяснить, сформулировать, преобразовать, показать и т. д. 3 Применение Применение, расчет, изменение, выбор, классификация, завершение, демонстрация, определение, запуск, исследование, эксперимент, живопись, интерпретация, сравнение, планирование, демонстрация, проектирование, решение, использование и т. д. 4 Анализ Анализ, группировка, расчет, категоризация, классификация, сравнение, связывание, обсуждение, различение, различение, исследование, эксперимент, интерпретация, вывод, регулирование, прогнозирование, определение, выбор, распределение, проверка и т.д. 153 5 Синтез Группировка, сбор, объединение, создание, создание, разработка, формулировка, обобщение, изучение, изменение, организация, планирование, подготовка, представление, перегруппировка, запись, установка, идентификация и т.д. 6 Оценка Доказывать, выбирать, сравнивать, делать выводы, убеждать, доказывать, решать, обосновывать, объяснять, измерять, классифицировать, представлять, распределять, обобщать, поддерживать, проверять, оценивать, представлять, рецензировать. В помощь педагогам представляются разработанные нормативные правовые акты и методические материалы: - Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся» (в соответствии с изменениями и дополнениями на 2020 год); - сборник заданий по формативному оцениванию (5-9 класс); - сборник заданий по суммативному оцениванию (5-9 класс); - сборник заданий по формативному оцениванию (10-11 класс); - сборник заданий по суммативному оцениванию (10-11 класс). Методические рекомендации можно посмотреть на сайтах nao.kz, smk.edu.kz. В случае возникновения спорных вопросов, для обеспечения объективности и прозрачности в итоговом оценивании, проводимом в письменной форме по результатам учебных достижений обучающихся за четверть, СОЧ проводит модерацию не позднее, чем за один день до выставления оценки. В случае проведения модерации сводных четвертных работ обучающихся, баллы которых должны быть изменены, они перепроверяются. По итогам модерации баллы за итоговую работу за четверть могут меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В случае отсутствия обучающихся (по состоянию здоровья, смерти близких родственников, в связи с неблагоприятными метеоусловиями, участие в соревнованиях, конференциях, олимпиадах и конкурсах научных проектов всех уровней), суммативное оценивание сдают по отдельному графику. В случае непредставления сводных работ до окончания текущего четверти/полугодия, отметка «временно не аттестован» до сдачи итоговых работ проставляется в электронном журнале. По итогам сдачи выставляется четвертая / полугодовая оценка. В условиях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера с применением дистанционных образовательных технологий организуются СОР и СОЧ. При отсутствии итогов суммативного оценивания по разделу (общей теме) и четверти обучающийся считается не прошедшим временную аттестацию. Сводная работа обучающихся текущего года сохраняется в школе до окончания этого учебного года. 154 Результаты суммативного оценивания обучающихся выставляются в журнале в баллах (бумажный/электронный) и переводятся в четвертные и годовые оценки по шкале перевода баллов в оценки. Информация по итогам суммативного оценивания предоставляется обучающимся и родителям или законным представителям ребенка в бумажном или электронном виде. Четвертная оценка выставляется в процентном соотношении 50% при 50% на основании итогов суммативной оценки по разделу (общей теме) и четверти. Ограничительные меры соответствующих государственных органов, в том числе при карантине, чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера и при обучении в дистанционной форме по решению уполномоченного органа выставляются в процентном соотношении 50% соответственно по результатам четвертной оценкообразующей оценки и СОР и СОЧ. Годовые оценки обучающихся 2-11 (12) классов по предметам выставляются как среднеарифметическое значение совокупности четвертных оценок путем округления до ближайшего целого и являются итоговой оценкой. Пересмотр четвертных, годовых и итоговых оценок не допускается. При переводе учащихся из одной школы в другую результаты его СО в объеме учебного года (максимальный балл СОР и СОЧ и итоговые баллы обучающегося) оформляются записью из электронного (бумажного) журнала, заверяются директором и печатью школы и выдаются личными делами учащегося. В случае перевода обучающегося из школы, в которой ранее не преподавался какой-либо предмет, в графу «оценка за четверть» заносится отметка «не изучено». В этом случае годовая оценка по учебной дисциплине выставляется обучающемуся как среднеарифметическое значение суммы четвертных оценок, полученных в дальнейшем в текущем учебном году при изучении данной дисциплины. В связи с этим максимальное количество суммативных оценок по разделам должно быть не более 3 в четверти, при необходимости освоения 4 и более разделов учитель объединяет разделы с учетом целей обучения. При составлении заданий СО по разделу/общим темам учитель может использовать образцы, указанные в методических рекомендациях, касающихся СО. Кроме того, учителю предлагается составить инструментарий самооценки. Для этого в помощь учителю предлагаются следующие алгоритмы. Рекомендации по анализу результатов СО по разделу/общим темам Учителю рекомендуется провести анализ результатов СО по разделу/общим темам. Данный анализ позволяет дать обратную связь обучающимся, определить уровень учебных достижений класса. Кроме того, учитель при необходимости может пересмотреть методы формативных, суммативных процедур оценивания, задания, планы уроков. Для выявления недостатков педагогам необходимо планировать процесс отбора/составления качественных (валидных) заданий, СО по разделу/общим темам таким образом, чтобы это позволило своевременно диагностировать 155 уровень усвоения материала каждым обучающимся на уроке. При этом лучше воздержаться от принятия поспешных решений, рекомендаций относительно рассмотрения недостатков. Конкретный вывод не должен основываться только на одной небольшой задаче или разовом контроле. Вопросы для экспертизы задания:  соответствует ли задание учебной цели, критериям оценивания, указанным уровням мыслительных навыков?  понятна ли постановка вопроса или задачи (двоякое отрицательное суждение, излишне сложные слова, усложненный синтаксис, диалектные слова, нечеткие слова и т. д.)?  нет ли в передаче задания таких моментов, которые могли бы дать объяснение (прямое, переменное)?  достаточен ли уровень сложности заданий?  все ли понятно на рисунке, схеме или чертеже?  нет ли грамматических и орфографических ошибок?  таблица баллов / дескрипторы соответствуют заданию?  есть ли правильный ответ среди вариантов ответа?  варианты ответов расположены ли в логической последовательности? Требования к экспертизе задания:  задания в соответствии со спецификацией (цель обучения, количество баллов, время выполнения);  содержание заданий соответствует целям обучения;  содержание заданий соответствует уровню навыков мышления;  время выполнения заданий задано рационально;  представлено описание заданий суммативного оценивания;  в структуре схемы выставления баллов сохранены все важные компоненты (номер задания, ответы с указанием этапов выполнения задания, балл каждого этапа, рекомендации по выставлению баллов, дополнительная информация);  уровню сложности задания соответствует количество баллов. Мы должны помнить, что обучение происходит в форме понимания, передачи, прогнозирования в начале обучающегося, поэтому для правильной фиксации заключения (оценочного суждения) требуется самая надежная,действительная основа. За основу могут служить результаты контроля при ФО и СО по разделу/общим темам. Кроме того, в качестве дополнительного обоснования можно обсудить с обучающимся возникающие трудности с целью повышения уверенности учителя при принятии решения о предотвращении недостатков. В случае возникновения ситуации, когда ему помогают, можно узнать его мнение, игру об этой мере. Не рекомендуется проводить СОЧ в последние дни четверти и учебного года. До проведения СОЧ учитель должен убедиться, что обучающиеся не принесли с собой запрещенные предметы, которые могут помочь им при выполнении заданий. Наличие запрещенных предметов должно рассматриваться как нарушение правил.


Текст